Как нам стало известно из источников в пресс-службе Российской академии наук, разногласия между академией и Министерством образования и науки РФ в отношении того, как должен выглядеть Устав академии, наконец-то разрешены. Главный документ академии, если не считать ряда незначительных поправок, остался практически в том его виде, в котором он был столь триумфально (при одном воздержавшемся) одобрен Общим собранием РАН еще в марте этого года.
Напомним, незадолго до упомянутого Общего собрания РАН появился некий Модельный устав государственной академии – документ, рожденный в недрах нескольких министерств, прежде всего – Минобрнауки и Минэкономразвития. Причем позиционировался этот Модельный устав как обязательный к исполнению. Главным в нем было то, что управление финансовыми потоками в госакадемиях теперь осуществляет не президиум академии, а новая структура – Наблюдательный совет. Президенту академии отводятся функции организации и управления фундаментальными исследованиями как таковыми.
По большому счету создание Наблюдательных советов – это совершенно логичный и оправданный шаг: разделить научные и финансовые функции в академии. Другой вопрос – качественный состав предполагаемого Наблюдательного совета. Кто те правительственные и иные эксперты, которые будут регулировать финансовые ручейки, потоки и водопады, поступающие в академию наук? В итоге академики «Большой академии» (РАН) приняли свой вариант Устава.
Затем наступило томительное затишье. Министерство прислало свои поправки, в которых настаивало на собственном варианте, и на том дело, казалось, заглохло. По отрывочной информации, президент РАН вел постоянные интенсивные консультации (если их можно так назвать) в правительстве. Дело шло к созыву внеочередного Общего собрания РАН с плохо предсказуемыми последствиями для академии...
И вдруг стало известно, что консенсус достигнут, положения Модельного устава отвергнуты и 15 июня Устав РАН подадут в правительство на утверждение. Где никаких сюрпризов не ожидается, потому что все необходимые подписи уже собраны.
Что именно повлияло на решение министерских чиновников отказаться от своих планов, сказать трудно. По времени оно совпало со встречей президента РАН Юрия Осипова с президентом РФ Владимиром Путиным, о которой известно только то, что «Ю.Осипов рассказал президенту о ходе разработки пятилетней программы развития фундаментальных исследований». Несомненно, Осипов набрал очередные баллы в глазах академического сообщества как спаситель «всея отечественной науки» от злых чиновников. Несомненно, также, что это очень серьезно повышает его шансы продлить свое пребывание на президентском посту – с 1990 года!
Возможно, на позицию Министерства образования и науки РФ подействовало протестное единение академиков. Кстати пришлось и то обстоятельство, что другой академический тяжеловес, Российская академия медицинских наук, открыто солидаризовался с РАН.
И все-таки более вероятна гипотеза, что на самом высоком уровне принята другая стратегия: оставить РАН в покое, выделяя ей какое-то, даже возрастающее, финансирование. (Тем более речь идет о предвыборном годе.) В силу просто объективных процессов – старение кадров и материально-технической базы исследований – значение этой структуры будет тихо и незаметно нивелироваться. При этом параллельно начать выращивать «вторую большую науку» на российской почве. Вот и президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию подчеркнул, что на исследования и разработки в области нанотехнологий выделяется сумма, практически эквивалентная всему бюджету гражданской науки, – 134 млрд. руб.! Вряд ли государство допустит, чтобы и эти деньги распределялись «самими учеными». Так что тектонические сдвиги в организации академического сектора науки в России неизбежны. Просто принято решение пока не сотрясать почву.